С 1 апреля в Российской Федерации введены в действие сразу шесть национальных стандартов ГОСТ Р по креплению грузов. Они объединены общим названием «Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов».
Обратим внимание на некоторые моменты.
Новые стандарты не идентичны, но гармонизированы с европейским регламентом EN12195-1:2010. В частности, включают все 37 прописанных в нем формул. Таким образом, согласно ГОСТ Р 70472, достаточность крепления груза для обеспечения его безопасной транспортировки теперь должна определяться расчетным способом: «Надежность крепления груза подтверждают результатами расчетов и (или) испытаний в соответствии с настоящим стандартом».
Есть определение термина «крепление груза»: «3.1.8. Комплекс мер и средств применительно к АТС, обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений. Примечание: Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях».
Дана ссылка на ГОСТ 26653 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие технические требования»: «Для обеспечения безопасной перевозки груз должен быть подготовлен к транспортированию в соответствии с ГОСТ 26653 и закреплен в АТС соответствии с настоящим стандартом».
Указано на неочевидность риска деформации грузовых единиц для водителя: «Если при погрузке будет выявлен риск деформации отдельных грузовых единиц, то такой груз должен быть закреплен дополнительными гибкими средствами крепления и (или) иными вспомогательными приспособлениями, предотвращающими такую деформацию. Примечание: Риск деформации грузовых единиц может быть неочевиден для водителя на момент приемки груза перед осуществлением перевозки».
Национальный стандарт РФ | Название стандарта после общей части «Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов» | Европейский аналог | Белорусский аналог |
ГОСТ Р 70472-2023 | Расчет сил крепления грузов | EN 12195-1 | СТБ EN 12195-1 |
ГОСТ Р 70473-2022 | Прочность структуры кузова. Технические требования и методы испытаний | EN 12642 | — |
ГОСТ Р 70474-2023 | Крепежные ремни. Технические требования и методы испытаний | EN 12195-2 | СТБ EN 12195-2 |
ГОСТ Р 70475-2022 | Крепежные цепи. Технические требования и методы испытаний | EN 12195-3 | СТБ EN 12195-3 |
ГОСТ Р 70476-2022 | Крепежные тросы. Технические требования и методы испытаний | EN 12195-4 | СТБ EN 12195-4 |
ГОСТ Р 70477-2022 | Точки крепления грузов. Технические требования и методы испытаний | EN 12640 | — |