Хотя планировалось, что электронные навигационные пломбы станут обязательными для грузовых перевозок внутри ЕАЭС еще в начале этого года, система до сих пор не введена в эксплуатацию. Ожидается, что ее запуск состоится в следующем году, хотя точные сроки пока назвать затруднительно. Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов заявил, что система полностью готова к запуску в России и Беларуси, но доработка в Казахстане, Кыргызстане и Армении все еще продолжается.
Напомним, что электронные навигационные пломбы, позволяющие отслеживать перемещение транспортных средств в режиме реального времени, будут обязательны для перевозки не всех грузов, а лишь определенных категорий — таких как алкоголь, табак и товары, запрещенные для ввоза в хотя бы одну из стран Союза. В будущем этот список может быть расширен по решению ЕЭК.
Соглашение о внедрении электронных навигационных пломб для автомобильных и железнодорожных перевозок в рамках ЕАЭС было подписано в апреле 2022 года и вступило в силу 3 апреля 2023 года. Ожидалось, что к концу 2023 года все необходимые меры будут приняты и система начнет полную работу с начала 2024 года, но к ноябрю этого так и не произошло.
На Евразийском экономическом форуме министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов сообщил, что механизм электронных навигационных пломб уже полностью внедрен в России и Беларуси, однако в других государствах Союза, таких как Казахстан, Кыргызстан и Армения, его разработка еще продолжается.
Таким образом, можно заключить, что использование электронных навигационных пломб станет обязательным для определённых грузов внутри ЕАЭС только в следующем году, но конкретные сроки пока не уточнены.
Важно подчеркнуть, что система эффективно функционирует в Беларуси и России благодаря применению этих устройств для грузоперевозок. В России, например, навигационные пломбы обязательны для транзита санкционных товаров, которые были запрещены для ввоза из ЕС и других западных стран с 2014 года. В Беларусь же эти устройства используются для импорта товаров автомобильным транспортом через границы с Литвой, Латвией и Польшей.
Кроме того, с февраля 2023 года между Россией и Беларусью реализуется эксперимент по вывозу белорусских лесоматериалов в транзите через Россию с использованием электронных навигационных пломб.
Источник информации: Transinfo.News ОДО «Современные логистические системы» www.news.transinfo.by