В Беларуси планируют создать единую систему контроля за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, которая в том числе предусматривает внедрение автоматических пунктов взвешивания грузовиков. Концепция развития такой системы уже утверждена Советом министров республики и опубликована на Национальном правовом интернет-портале. Помимо автоматизации сбора штрафов за несоблюдение весогабаритных параметров, она также включает в себя совершенствование информационного взаимодействия между различными государственными органами и организациями, задействованными в транспортном и дорожном контроле.
Как указывается в принятой Концепции, на данный момент весогабаритный контроль на дорогах Беларуси осуществляется с помощью 12 контрольных пунктов системы динамического взвешивания (СДВ), 4 стационарных и 15 передвижных постов. При этом динамические системы используются исключительно для предварительного обнаружения перегруженных транспортных средств и их дальнейшего контрольного взвешивания, а это значит, что автоматическая фиксация правонарушений (без участия сотрудников Транспортной инспекции) ими не предусмотрена.
Кроме того, СДВ расположены на платных дорогах и тем самым являются дополнительной причиной, побуждающей перевозчиков съезжать на дороги другого порядка, которые, как правило, имеют меньшую несущую способность и потому разрушаются с большей интенсивностью.
Внедрение же автоматической системы взвешивания грузовиков позволит охватить контролем всю достаточно разветвленную дорожную сеть республики и снять нагрузку с Транспортной инспекции, которая сейчас осуществляет надзор за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств силами всего 162 сотрудников.
Плюс, автоматическая система даст возможность в автоматическом же режиме рассылать постановления за нарушение допустимых весогабаритных параметров, что должно увеличить сбор штрафов, которые, в свою очередь, пойдут на ремонт и реконструкцию дорог.
При этом распространение автоматического весогабаритного контроля является только частью принятой Концепции. В целом же она предусматривает создание Единой системы дистанционного транспортного контроля и учета нарушений на транспорте (ЕСДТК).
С этой целью, в частности, планируется интеграция различных информационных систем, в том числе программно-аппаратного комплекса Центра мониторинга дорожного движения, Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима, системы обмена электронными товарно-транспортными накладными, системы удаленной выдачи специальных разрешений на проезд тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств (ТКТС) по дорогам общего пользования, системы отслеживания международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб и пр.
Одновременно предусмотрено и создание дополнительных систем, среди которых — система по применению электронной международной транспортной накладной, система учета медицинских справок о состоянии здоровья водителей и др.
«Ожидается, что реализация Концепции позволит повысить эффективность контроля за проездом ТКТС на автомобильных дорогах общего пользования, безопасность дорожного движения и качество транспортных услуг, снизить отрицательное влияние ТКТС на состояние автомобильных дорог и обеспечить экономию средств на их восстановление», — подчеркивают в Министерстве транспорта и коммуникаций РБ.
Так, например, в самой Концепции сказано, что создание единой системы контроля на 5% увеличит сроки службы дорожной одежды и мостовых сооружений и на 25% повысит доходы бюджета.
Правда, к какому именно сроку планируют создать такую систему, не говорится. Единственное, в Министерстве транспорта и коммуникаций уточняют, что ведомству поручено в двухмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции на 2025-й год и обеспечить координацию работы.
Источник информации: TRANS.RU www.trans.ru